Айкидо (яп. 合気道 айкидо:, АЙ — гармония, КИ — энергия, ДО — путь, способ (в том числе соответствующий смысловой). Сочетание этих иероглифов переводят по разному....
Айкидо — Искусство Мира, разработанное Морихеем Уэсибой, как синтез его исследований боевых искусств, философии и религиозных убеждений. Целью Уэсибы было создать и распространить искусство самозащиты, в котором практик может разрешить конфликт без нанесения вреда атакующему.
Айкидо акцентируется на слиянии с атакой противника и перенаправлении энергии атакующего (в противовес встречи силы силой). В дополнение к физическим техникам и тренировкам, айкидо придаёт особое значение тренировкам сознания, управляемого расслабления, и развития "духа" и силы "ки".
Айкидо и способ самопознания
Неправильно будет считать айкидо исключительно системой различных приёмов и принципов.
Основатель айкидо Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, а также кэндзюцу. На основе полученных знаний он сформировал свою систему - айкидо, в противовес традиционному будзюцу.
Огромное влияние на айкидо оказало религиозное течение Омото-кё и синтоистские учения. Морихэй Уэсиба писал, что айкидо - это не боевое искусство, а Искусство Мира, объединение сознания с вселенной.
Принципы айкидо
Принцип «айки»
Айки (яп. 合気) в переводе с японского означает — «дух единения».
Ай-ки нельзя исчерпать словами,
Написанными или произнесёнными.
Не занимаясь пустой болтовней,
Пойми всё на практике.
— Уэсиба Морихей
Принцип «ирими и атэми»
Ирими (яп. 入り身) переводится с японского как вход, то есть активный ответ на атаку. Вход выполняется в так называемый «внутренний угол» (Суми (яп. 隅)) — место, из которого противник не может напасть на айкидока (яп. 合気道家 айкидо:ка, «человек, практикующий айкидо»), а айкидока контролирует своего нападающего.
Атэми (яп. 当て身) переводится как удар и используется для отвлечения внимания. Более сильные удары способны привести к потере сознания и смерти нападающего. «Хочешь бросить человека — сначала ударь его», — такая поговорка существует в наиболее жестком стиле айкидо Ёсинкан.
Принцип «тэнкан»
Тэнкан (яп. 転換) означает разворот тела. Он используется для ухода с линии, по которой противник прилагает свои усилия. Допустим, тэнкан выполняется из правой хамми (яп. 半身 хамми, стойка). Правая нога — опорная. Первыми скручиваются бёдра, увлекая за собой всё тело. Ось вращения — прямой позвоночник, а источник — центр тяжести. Следуя начальному импульсу поворота, свободная левая стопа разворачивается на 180° и смещается на ширину стопы влево. Далее без паузы — шаг левой ногой назад снова в правую хамми. То есть, в тэнкане нет широкой окружности.
Кроме перечисленных выше существуют ещё следующие принципы:
Кокю (яп. 呼吸 кокю:, «дыхание») — Метод использования внутренней силы (КИ) при помощи дыхания. ср. Кокю-хо — методы дыхания, Кокю-нагэ — броски с использованием «силы дыхания».
Кудзуси (яп. 崩し кудзуси, «разрушение, уничтожение», в связи с незнанием значения японских иероглифов часто переводится неправильно как «расшатывание») Потому, что внешне очень похоже на расшатывание и «разрушение устойчивости».
Ма-ай (яп. 間合い маай, ма — «дистанция», ай — «гармония») — Гармоничная дистанция между противниками, при которой Вы и Укэ не можете воздействовать друг на друга. Первым ма-ай нарушает Уке, и Вы применяете технику айкидо для восстановления ма-ай. Не имеет конкретного расстояния, в каждой ситуации Ма-ай может быть разной.
Мэцукэ (яп. 目付け мэцукэ, «приковывание глаз») — Фокусировка или привлечение внимания.
Дзансин (яп. 残心 дзансин, «осознанная жестокость», «жестокое намерение», по смыслу — «бдительность» в связи с незнанием значения японских иероглифов часто переводится неправильно как «остающаяся душа») — Состояние готовности после выполнения техник.
Необходимо всегда помнить, что айкидо развивает не только физические способности, но и духовные качества. Развитию этих качеств способствует особая обстановка в зале. Необходимо постоянное сосредоточение и безоговорочное выполнение указаний наставника во время тренировки. Только в этом случае можно избежать всевозможных травм и добиться результатов.
Изучение техники айкидо начинается с изучения основ, базовых стоек и кихонов.
В айкидо нет соревнований [1], а практикуется ката: многократное повторение приёмов, пока они не становятся привычными. Большая часть тренировок проходит в работе с партнёром с целью добиться гармонии между ними. Как правило один из партнёров атакует (он называется укэ (яп. 受け)), а другой защищается (он называется тори (яп. 取り), ситэ (яп. 仕手) либо нагэ (яп. 投げ) в зависимости от школы). Партнёры поочерёдно меняются. Важно, чтобы атакующий партнёр выполнял свои действия искренне и без страха падения.
Существует стиль айкидо — Томики-рю — который предполагает проведение соревнований. Они происходят таким образом: нападающий (укэ) вооружён деревянным ножом, имитацией натурального оружия, а защищающийся (тори) безоружен. Задача укэ — поразить своего противника имитацией оружия. Задача тори — выполнить технику. За каждое результативное действие начисляются очки. Правилами запрещены некоторые особо опасные приёмы.
Очень важным моментом в айкидо является укэми — искусство страховки и самозащиты при ударах и бросках.
Оружие в айкидо
В айкидо характеристики оружия не так регламентированы, как в классических школах (корю). Каждый выбирает себе оружие, исходя из своих физических возможностей, а также и из того, насколько оно сбалансировано и удобно в руке.[2] Новичкам, практикующим айкидо, часто говорят, что надо научиться драться с оружием в руках и голыми руками, потому что и то и другое одинаково эффективно.
Разные школы айкидо используют в обучении следующие типы оружия:
Катана — японский меч. Так как он является боевым острозаточенным оружием, то используется редко и, в основном, для демонстрации техник мастерами.
Боккэн — деревянный меч для тренировок. Был введён в обиход мастером меча Миямото Мусаси для тренировок. Также его использовали в поединках, чтобы не убивать своего соперника. Хотя в умелых руках боккэн (который ещё называют бокуто) убивал и наносил увечья не хуже отточенной катаны.
Дзё — деревянный шест около 1,4 метра длиной (длина дзё в разных школах может быть различна, однако она регламентирована в дзёдо, как 128 см) и 24—26 мм диаметром.
Танто — нож.